Производство чистящих, дезинфицирующих и моющих средств620109, Россия, г. Екатеринбург, ул. Ключевская, д.15+7 (343) 380-49-80
- общая
- услуги

Остерегайтесь мошенников

ПАМЯТКА 
об основных схемах телефонного и интернет мошенничества


Мошенники умело используют всю доступную информацию и современные технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости (стяжательство, алчность), чувства (сострадание, обеспокоенность за близких, жалость) в своих корыстных интересах.

Основные известные схемы телефонного и интернет мошенничества:

1. Случай с родственником
Мошенник представляется родственником (знакомым) и взволнованным голосом по телефону сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления (совершил ДТП, хранил оружие или наркотики, нанёс тяжкие телесные повреждения). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз «помогал» людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас деньги необходимо привезти в определённое место, передать какому-либо человеку, либо перевести на счёт (абонентский номер телефона).

2. Взлом аккаунта друга/руководителя
Также мошенники  активно взламываю в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники) и онлайн-мессенджерах (вацап, телеграмм) аккаунты людей. Люди могут даже не подозревать, что им пишет посторонний человек под видом родственника или друга в соцсетях (Вконтакте, одноклассники) с просьбой перевода денег в связи с произошедшим горем. Также мошенники подделывают аккаунты руководителей в мессенджерах (Телеграмм), а затем связываются с их помощью с подчинёнными. «Руководитель» предупреждает сотрудника, что ему скоро позвонят из государственного ведомства (ФСБ, полиции, по проверке министерства). Далее – направляют сообщения и фиктивные документы о возбуждении уголовного дела или проверке правоохранительными органами, переходящие в настойчивые просьбы о переводе денег. Следует убедиться, что аккаунт или номер действительно принадлежит руководителю, например связаться с ним по телефону.

3. Розыгрыш призов (это могут быть телефон, ноутбук, автомобиль и др.)
На телефон абонента сотовой связи приходит смс-сообщение, из которого следует, что в результате проведённой лотереи он выиграл автомобиль. Для уточнения всех деталей потенциальной жертве предлагается посетить определённый сайт и ознакомиться с условиями акции, либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров. Во время разговора по телефону мошенники сообщают о том, что для выполнения необходимых формальностей (уплаты госпошлины, оформления необходимых документов, оплаты за комиссию перевода) счастливому обладателю новенького автомобиля необходимо перечислить на счёт указанную ими сумму, а затем набрать определённую комбинацию цифр и символов, якобы для проверки поступления денег на счёт и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции, счёт обнуляется, а мошенники исчезают в неизвестном направлении. Если вы узнали о проведении лотереи только тогда, когда «выиграли» автомобиль, если вы не заполняли заявку на участие в ней либо каким-либо другим способом не подтверждали своё участие в розыгрыше, то, вероятнее всего, вас пытаются обмануть. Будьте осторожны!

4. SMS-просьба
Человек получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер не доступен, положи на него определённую сумму и перезвони». Человек пополняет счёт и перезванивает, телефон по-прежнему не доступен, а деньги вернуть уже невозможно.

5. Телефонный заказ от руководителей правоохранительных и государственных органов власти
На телефон абонента (предпринимателя, руководителя либо их сотрудникам и др.) поступает звонок от мошенника, который представляется одним из руководителей правоохранительных органов (прокуратуры города, ФСБ и др.) и просит пополнить счёт его телефона, дополнительно к этому просит, например, забронировать столик в ресторане и сообщает, что по приезду на объект рассчитается. Не дожидаясь приезда якобы должностного лица, руководствуясь принципом уважения и доверия к руководителю названной должности в правоохранительных органах, потерпевший переводит через терминал банка, либо через иные финансовые услуги денежные средства в указанной сумме.  

6. Платный код
Поступает звонок, якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счёт мошенников.

7. Штрафные санкции оператора мобильной связи
Мошенник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внёс своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определённом размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.

8. Ошибочный перевод средств
Абоненту поступает СМС-сообщение о поступлении средств на его счёт, переведённых с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевёл деньги на его счёт, при этом просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом». В действительности деньги не поступают на телефон (необходимо проверить баланс на телефоне!!!), а человек переводит свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа. Кроме того, существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все средства.

9. Предложение получить доступ к СМС-переписке и звонкам абонента
Учитывая склонность некоторых людей «пошпионить» за близкими и знакомыми, мошенниками используется следующая схема в сети Интернет: человеку предлагается изучить содержание СМС-сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего близкого или знакомого. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 рублей на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента. После того, как человек отправляет смс, с его счета списывается сумма гораздо больше той, что была указана мошенниками, а интересующая информация впоследствии так и не поступает.

10. Продажа имущества на интернет-сайтах
При звонке на телефон, размещённый на Интернет-сайтах объявлений (Авито, ФарПост, Дром и др.) мошенник просит пополнить счёт его телефона, либо сообщить данные и номер карты потерпевшего для перевода денежных средств в качестве задатка за товар. После сообщения данных карты происходит списание денежных средств. 

11. Схема телефонного мошенничества «Фишинг»
Одной из распространенных схем киберпреступников в последние годы стал «Фишинг» – это вид мошенничества, при котором мошенники под любым предлогом вынуждают нас предоставлять конфиденциальные данные в «наших собственных интересах», то есть искусственно создаётся ситуация, требующая помощи от специалиста. При этом мошенники могут представляться как сотрудниками банков, так и сотрудниками правоохранительных и иных государственных органов, которые просят помочь в «расследовании» попытки хищения средств с вашего счета, а для того чтобы во время «оперативной игры» не пострадали ваши собственные деньги, их нужно перевести на другой «безопасный счёт». Иногда предпринимаются попытки напугать вас информацией о том, что деньги с вашего счета переведены «террористам» и если вы откажетесь от сотрудничества, то вас обвинят в соучастии в этом преступлении.Цель мошенников под любым предлогом извлечь секретную личную информацию о банковской карте (кредитка, банковская карта и проч.) или спровоцировать вас на осуществление перевода денежных средств на другой счет. Для получения доступа к конфиденциальным данным мнимые помощники используют телефонную связь как в автоматизированном режиме, так и напрямую от мнимого «операциониста» банковского сектора. Во многих случаях в течение дня нам постоянно начинают звонить на мобильник с незнакомого московского номера, начинающегося на 495. Звонки с московских номеров обычно настолько настойчивы (иногда до десяти звонков за день), что мы зачастую уступаем и отвечаем на них. Как только мы отвечаем на звонок, нам сразу сообщают важную информацию о возникших проблемах с нашей картой например, что она заблокирована, а служба безопасности банка предотвратила попытку несанкционированного списания. Затем звонящий предлагает помощь в сложившейся ситуации, на которую многие из нас соглашаются.Нас убеждают в срочном решении возникшей ситуации, пока ещё не все деньги украдены. Очень последовательно мошенники стараются получить от нас всю личную информацию о банковской карте, присылают новые пароли и ПИН коды в СМС-уведомлениях. Успокаивающим голосом «банковские работники» предлагают различные возможные варианты защиты. Догадаться о том, что любезный помощник на другом конце провода является мошенником не всегда легко, но в любом случае это возможно. Изначально можно поблагодарить за бдительность и узнать должность, инициалы звонившего сотрудника кредитной организации и предпринять попытку дозвониться по горячей линии. Использовать для выяснения сложившейся ситуации лучше другой свой номер, потому что на сегодняшний день у вымогателей существуют технологии, позволяющие перенаправлять все последующие звонки на телефонное устройство мошенников.  

12. Хищения с карт, подключённых к опции бесконтактных платежей
Для проведения оплаты по такой карте достаточно приложить её к терминалу. Ввод ПИН-кода не требуется если сумма не превышает 1 000 рублей. При этом количество расходных транзакций не ограничено.Чтобы получить деньги, мошеннику даже не понадобится воровать карту у клиента. Если в общественном транспорте поднести устройство к сумке или карману владельца, то средства спишутся. Для этих целей мошенники изготавливают самодельные переносные считыватели или используют банковские терминалы, оформленные по фиктивным документам.

13. Телефонное мошенничество во время пандемии
Многие из нас ввиду пандемии находились дома, что активизировало мошенничество с банковскими картами по телефону. Очень оперативно этим моментом воспользовались вымогатели с помощью смартфона. Вот лишь несколько новых примеров того, как происходит телефонное мошенничество с последующей кражей денег с банковской карты, учитывая современную ситуацию: - на телефон приходит СМС-уведомление о начислении компенсации за нерабочий период во время эпидемии, для получения которой предлагается перезвонить в банк и пообщаться с мнимым «сотрудником».- злоумышленники звонят нам с уведомлением о том, что мы якобы находились в контакте с заболевшими Covid-19. В связи с этим предлагается срочно сдать платный анализ на коронавирус, а чтобы не нарушать режим самоизоляции, «сотрудники лаборатории» готовы приехать к нам на дом. Для срочного выезда бригады нужно совершить предоплату. В обоих случаях подставной человек, будь это сотрудник банка или мед. персонал, предлагает свою онлайн-помощь, чтобы осуществить платёж, а для этого ему нужна информация о счёте. После получения необходимых данных мошенники выводят деньги, а мы, доверчивые граждане, остаёмся с нулевым балансом. Как уберечься от телефонных мошенничеств? Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения родных и близких:- не следует доверять звонкам и сообщениям, о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, особенно, если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Как показывает практика, обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнения и понять, что это мошенники пытаются завладеть вашими средствами или имуществом;- не следует отвечать на звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счёт деньги;- не следует сообщать по телефону кому бы то ни было сведения личного характера (паспортные данные, информацию о работе, о других людях).- не при каких обстоятельствах не сообщать данные вашей банковской карты (номер карты, пин-код), а так же секретный код на оборотной стороне карты;- хранить пин-код отдельно от карты, ни в коем случае не писать пин-код на самой банковской карте;- лучше избегать телефонных разговоров с подозрительными людьми, которые представляются сотрудниками банка, сотрудниками правоохранительных органов, органов власти и проч. не бойтесь прервать разговор, просто кладите трубку; в случае сомнений используйте формулу «мне нужно посоветоваться со своим адвокатом» после чего кладите трубку, перерыв разговора даже на 30 минут даст возможность обдумать ситуацию, посоветоваться с родственниками и знакомыми для принятия правильных решений;- внимательно читайте СМС сообщения приходящие от банка;- помните, что только мошенники спрашивают секретные пароли, которые приходят к вам в СМС сообщении от банка;- если вас попросили пройти с банковской картой к банкомату, то это очевидно мошенники;- не покупайте в интернет – магазинах товар по явно заниженной стоимости, так как это очевидно мошенники;- никогда не переводите денежные средства, если об этом вас просит сделать ваш знакомый в социальной сети, возможно мошенники взломали аккаунт, сначала свяжитесь с этим человеком и узнайте действительно ли он просит у вас деньги, или у него неприятности;- в сети «Интернет» не переходите по ссылкам на неизвестные сайты.